Давным-давно, в легендарные времена юности РО, многое в ее механике было не так, как ныне. Фли никак не резалось в толпе, у соника и баша не было таких мощных бонусов в хиту, метеорные прекасты не имели столь повсеместного распространения. Складывалась ситуация, когда агильные чары комфортно чувствовали себя как на ГВ, так и вне его, что было неправильно с точки зрения игрового баланса. Путем постепенных фиксов, сильных и не очень, ПвМ билды были поставлены на подобающее им место, а вита стала безраздельно править на ВоЕ. Антистан стал непременным атрибутом не только танков, но и вообще любых атакующих билдов, вплоть до визов. Впрочем, визы и саги находились еще в выгодном положении первоочередных получателей статов госпелла, а это как-никак уже 27% резиста. Прочие классы, музыканты в том числе, госпеллились, как правило, по остаточному принципу: получили - считай, повезло, не получили - идут без него, атака ждать не будет. Поэтому работники кнута и гитары, качавшиеся под ГВ, не стеснялись разгонять виту, особенно на адвансах.
Однако и безусловное доминирование на ГВ толстолобиков нарушало идеальную чистоту игрового баланса, тем более при наличии у музыкантов таких агинезависимых источников неограниченной экспы, как вулкан, брага, сервис и рич. А азурщиков на всех никогда не хватало, очень уж специфичен их жизненный путь, да и смоки клипами пользоваться народ приноровился быстро. На возникшую потребность в специальном противотанковом оружии Гравити отреагировало релизом эйсид демонстрации биохимиков - навыка, игнорирующего деф и усиляемого витой жертвы, этакого дистанционного инвеста, несоизмеримо более дорогого, но и в разы более сильного.
С тех пор и пошли споры об оптимальной вите. Значимость сопротивления к стану никто не отрицал, тем более что все визы давно ресетнулись/раскачались под метеорщиков, а дансы из появляющихся золотых браг визжали что твоя Шарапова. Но проблемой (и проявлением дальновидности разработчиков) было наличие в формуле антистана как виты, так и лака, причем последний участвовал вообще во всех формулах сопротивлений. И хотя действовал он везде в три раза слабее основного параметра, за счет возрастания стоимости статов по мере их раскачки при 80-90 вит становилось проще добивать антистан лаком, бонусом получая небольшую защиту и от кучи других статусов.
Именно тогда и возникло распространенное мнение о моральном устарении билдов с чисто витовым антистаном, активно подкрепляемое возмущенными жалобами обладателей оных после встречи с бражно-госпелльными биохимами. Действительно, отожрать хорошего химика со 150 инт, 100+ декс, да из золотой браги трудновато, особенно когда у тебя сотка виты. Но правы ли те, кто полагает, что с 80 вит и 60 лак отъедать АД будет легче?
Редкие реплики о преувеличении влияния виты на АД, отпускаемые мной тут и там, должного эффекта не возымели, поскольку на каждый мой пример приводился контрдовод - а если у химика больше инт? А если у гипси райдрик? А если в нее попали в прекасте? А если за его пределами? Дабы покончить с подобным барахтаньем в мелочах, я буду определять не отдельные показатели (условно говоря не буду, больше трех сотен значений мне рассчитать все же пришлось, но не в них суть), а определять тенденции, выводить общее из кучи частностей.
Итак, нанесем первый удар по мифу о губительности виталки при встрече с биохимами. Каковы аргументы его сторонников? Они аппелируют к формуле из описания навыка (безусловно справедливой). А что там? Там вита, да. Но ведь она там как числителе, так и в знаменателе. Иногда в ход пускают дополнительный довод - ведь в знаменателе она участвует в сумме, а в числителе - в произведении! Не спорю. Но произведение перебивает сумму только на первый взгляд.
Сперва оценим влияние виты в вакууме. Берем основную часть формулы АД - [вит*квадрат инты/сумму виты и инты], откидывая несущественные для сравнительного исследования модификаторы вроде 0,7 коэффициента, пенальти по людям, на ГВ, урезки от различных тар и райдриков, и попытаемся из нее вывести основную тенденцию. Возьмем госпельного биохима со 150 инт и цель с 1 вит, и шаг за шагом будем удваивать ее виту, глядя на темпы усиления АД.
вита АД прирост
1 149
2 296 (+ 98,7%)
4 584 (+ 97,3%)
8 1139 (+ 95%)
16 2169 (+ 90,4%)
32 3956 (+ 82,4%)
64 6729 (+ 70%)
128 10360 (+ 54%)
256 14187 (+ 36,9%)
512 17402 (+ 22,7%)
1024 19625 (+ 12,8%)
2048 20964 (+ 6,8%)
4096 21705 (+ 3,5%)
Как нетрудно увидеть, каждое последующее удвоение виты дает все меньший и меньший прирост урона АД. Если при увеличении 1 вит в 2 раза АД бьет сильнее почти на 99%, то при удвоении 2048 вит (совершенно нереально, но полезно с точки зрения наглядности) его дамаг остается практически неизменным (+3,5%). Сумма в знаменателе задавила произведение в числителе.
Конечно, на практически достижимых значениях вроде 64 вит ее удвоение обеспечивает все еще заметный скачок повреждений (+54%), но ведь в большинстве форумных дискуссий речь и близко не ведется о разнице между 64 и 128 вит - нет, куда чаще говорят о фатальности 100 вит и спасительности 70-80, хотя разница-то между ними и вовсе чисто косметическая. Ну как косметическая - процентов 20. Вообще в мире РО +20% - это очень много, тут люди десятки миллионов за 5-10% отваливают. Но давайте примем во внимание прирост максимума хп, регена от банок, устойчивости к стану/отравлению/молчанке/дэдли пойзону, а также действующие на реальной ГВ урезки и потенциальный саппорт наших музыкантов, и посмотрим, во что превратятся эти 20%.
Итоговая формула АДа на ГВ, представляет собой следующий живописный многочлен:
10 (число ударов) * 0,5 (пенальти по людям) * 0,6 (ГВ пенальти) * 0,6 (тара и пупухет) * 0,8 (райдрик) * 0,9 (аллигаторы) * 0,7 (коэффициент самого скилла) * вит гипси * квадрат инты биохима / сумму виты гипси и инты биохима.
Второй этап статистического исследования - вычисление уронов биохимов с учетом всех влияющих на них факторов. Пару слов о химе. К 70 джобу за счет бонусов, доступных шмоток (никаких Амон Ра в ботинках, никаких карт на инту в муфик, появляющихся лишь в последующих эпизодах, исключительно еарринги, мистрессы, лорд клозесы и прочий ширпотреб, ну разве что базик что-то стоит) и продающейся на каждом углу за 50к еды +6 инт он легко набирает 135 инт без госпелла или 155 с ним. Но инта на самом деле оказывает не столь уж гигантское влияние на урон АДа, и целесообразно часть интовых шмоток заменить на защитные. А сейчас вместо базеральда вообще используют пики. Так что значения инты я брала два - 130 и 150.
В качестве цели берем гипси 99 базы с различным количеством виты, от 1 до 120. Отдельного упоминания заслуживает экип. Изначально на ней надеты тара и плетка 4 фабры (кроме, естественно, случая 1 вит). Ну вообще я привыкла к 3 фабрам и голему, но привыкать лучше к химпротекту, да и разница между 3 и 4 фабрами не критична. Понятно, что комбат найф эффективнее, но его цена сопоставима со стоимостью радикально решающего проблему биохимов гостринга. Это вариант чистого мдефа.
Суем ее под 130-интовый АД и записываем результаты в таблицу №1.
](link)
В первом столбце идут значения виты гипси (инта хима для каждой таблички является константой, 130 или 150). Сразу замечу, что 1 вит мной вставлена чисто чтоб была - на практике такое возможно только у недавно получившего профу музыканта, вкладывавшегося лишь в качевые статы. Но они чаще всего умирают задолго до встреч с АДами и от других причин. Ну и предельным значением взято 120 вит - конечно, можно в дополнение к госпеллу обожраться статовой еды и увешаться спорами, сэвиджами и корсарами, разогнав ее до 130-140, но это попахивает уже чем-то нездоровым. Вообще не вижу смысла гнать виту дальше антистана никому, кроме сакр, да и тем есть более интересные параметры для вкладывания статпойнтов.
Во втором - значения максимальных хп, рассчитанных для 99 базы и фаброкнута.
Третий столбик - урон АДа на ГВ, вычисленный в соответствии с приведенной выше полной формулой. К нему уже стоит приглядется повнимательнее. Во-первых, видим подтверждение отмеченной нами вначале тенденции отставания темпов прироста АДа от темпов прироста виты, или, выражаясь более подобающе моему возрасту, возрастающего диспаритета их маржинальных значений. Мне могут возразить - но ведь за каждые 10 вит накидывается 600-800 урона! И сейчас самое время перейти к следующему столбцу.
Там рассчитан урон АДа в процентах к максимальным хп, также прирастающим вместе с витой. И мы уже очень хорошо видим, что разница между 60 и 120 вит - 11% максимальных хп! Относительный урон ощутимо прибавляется до 50 вит и почти перестает расти после 60. Вот откуда растут ноги распространенного мифа о сверхсильном влиянии виты на АД - сопоставляют обычно очень низкие (и в принципе неуместные в рассчитанных на атаку ГВ билдах) значения виты - с высокими. Ну между ними разница заметна, да. Но между 60 и 100 ее почти нет. Есть впрочем одна тонкость. Начиная с 90 вит наша гипси начинает умирать без шансов, разброса урона-то у АД нет. Однако не будем спешить с выводами. Заметим лишь, что и при 60, и при 70, и при 80 вит остаток хп не достигает и 1к, в прекасте такое падение хитпойнтов всегда фатально, не говоря уже о том, что там и нельзя держать их на максимуме.
На самом деле игроку не интересно, сколько ему сносят враги. Ему интересно, сколько ему оставляют. Азура по ЛК в берсерке и с двуручником входит намного лучше, чем по обычному щитовому, но и оставляет во много раз больше. Поэтому в пятом столбце высчитан остаток хп после ловли банки биохима. Он закономерно убывает, но опять же обращаем внимание на "появление снижения темпов роста спада" (с) В.И. Черномырдин.
Однако, по большому счету, и остаток хп после попадания для нас вторичен. На ГВ, и это неоспоримо, рулят банки. У ЛК во френзи после азуры действительно остается намного больше хп, чем у такого же ЛК, но с тарой и в нормальном состоянии, но что толку от этого остатка, если его нельзя восполнить до целого? Самое время заняться следующим ключевым показателем - отъедаемостью получаемого дамага. Дополнительный столбик слева (вносить его в каждую табличку я не стала по той причине, что он одинаков для них всех) показывает нам средний реген от топового вайта (базовое восстановление 325-404 хп, +50% за рейтинг) при данной вите. Мне могут возразить, что не все пользуются рейтинговыми потами, что когда-нибудь отфиксят мастелы, что я не учла бонус к эффекту потов за отмаксенные пассивные скиллы на варку их автора (они должны именно так работать по своему описанию, но не уверена, имеет ли это место в действительности). Но это все частности. Главное для нас - не определение точного количества восстанавливаемых хп с одной банки/баклажана, а выявление соотношения отъедаемости дамага АД одними и теми же лечилками, но при разных значениях виты. А оно отражено в последнем столбце, где рассчитано, сколько вайтов понадобится для этого на каждом значении. И что же мы видим? Абсолютно во всех ситуациях тяжесть отъедаемости от биохима возрастает, достигает своего пика на значениях виты около 80-90, и начинает снижаться. При 120 вит отожрать АД легче, чем при 80!
И этого мало. Давайте вспомним, что в стане ничего нельзя есть, и что он не сбивается ударами. К сожалению, невозможно в подобной таблице отразить влияние этих помех отъеданию, слишком уж они зависят от конкретной ситуации, но полагаю, никто не будет спорить, что при 50 вит прервать пожирание банок станом очень легко, а при 100 вит - практически невозможно. И хотя эту тенденцию мы не отражаем в сухих цифрах, но имеем ее в виду.
Что ж, сформулируем выводы, полученные нами по результатам изучения первой таблички.
АД действительно бьет сильнее по более высокой вите (кто бы мог подумать), однако темпы возрастания урона отстают от темпов прироста максимальных хп.
Начиная с 90 вит, дальнейшее ее повышение не оказывает абсолютно никакого влияния на практические результаты (они одинаковы - кафра), однако все эти отрицательные остатки интересны с теоретической точки зрения, их мы имеем в виду.
А теперь дадим химу статы и ту же самую цыганку на опыты, и заполним табличку №2. По сути она ничем приниципиально не отличается от первой, ну разве что дэдлайн в ней сдвинут на 4 строки выше: никакой разницы в вите не будет уже начиная с 50. Ну а что вы хотели, госпелльных биохимов танчить - это вам не это, особенно с такими миниатюрными хп факторами. Но и из нашей творческой натуры с тонкой душевной организацией можно сделать настоящий бронепоезд.
Экипируем ее аллигаторами в розариях и пупухетом. Я вообще не считаю кофку идеальной шапкой для штурма прекаста музыкантами. Возьмем стандартную мдефную танцульку: розарии 10 + пампсы 10 + ... а и все. Силок-сайнток у нас нет, доступных глиттерингов пока тоже, эндуры нет, рагамуф при низком общем мдефе проигрывает марсу/джэку, гиббет в очках редкость (а со сменой эмуля его и пофиксят), мирроры не лезут, карты на мдеф в броню и щиты я вообще не воспринимаю.
Представим, что по нам идет гипногаст на 10к с каждой волны, мдеф 20+шапка, инт мдеф 100 (50 от инты, 50 от виты).
По гипси в кофке пройдет 10 000 -35% (вещевой мдеф) = 6500
-100 статовый мдеф = 6400
-30% (тара) = 4480
По гипси в пупухете пройдет 10 000 -20% (вещевой мдеф) = 8000
-100 статовый мдеф = 7900
-40% (тара и пупухет) = 4740
Таким образом, по гипси в пупухете магия бьет всего лишь на 6% сильнее, чем по гипси в кофке. Но при этом все остальные атаки фтыкают в нее на 5-15% слабее, и от майндбрейкера она страдает в меньшей степени. Если же вести речь о переточенном пупухете или тем паче о грядущих в эпизоде Рэйчел физер беретках 1 деф 1 мдеф -10% от людей +заточка, кофка становится более выгодной лишь в прекастах, основанных исключительно на магии, а это в наше время распространения голден багов все же редкость. Хотя кофка, конефно, кавай, зато какашка ня.
За пределами же прекаста ее преимущества выступают еще более отчетливо.
Аллигаторов ставим в крестики. Мдефа один черт толком нету, потеря четырех единиц погоды особой не сделает, а -10% рейндж атак поможет от многих ощутимых в прекасте скиллов - ФА, СБРов, спиралей, даблов, ЕДП гримов. Очень кстати придется режущий рейндж атаки муфик с ноксиусом, когда эти карты появятся. За счет незабудки и собственной расторопности дансы вообще способны свести к минимуму число получаемых собой ближних атак, и сосредоточиться на борьбе с дальними.
Таким образом, тут мы уже можем говорить о комбинировании различных защитных факторов (мдеф + урезки по расе + урезки по элементу + урезки по типу атаки). Как показывает практика, на ГВ легче выжить под ударами примерно сопоставимой силы, когда полоска хп убывает относительно равномерно, нежели под атаками, заметно различающимися по своему дамагу. Комбинированная защита как раз и направлена на усреднение получаемого разнофакторного урона.
Смотрим табличку №3 - АД по гипси с тарой, пупухетом и крокодилами. И что же мы видим? По мере роста виты остаток логично уменьшается, сперва шустро, потом медленнее, пока на значении в 90-100 вит не замирает и не начинает расти обратно! Парадоксально, но при преодолении порога антистана АД начинает оставлять тем больше хп, чем выше виталка гипси! Данное утверждение неприменимо к четвертой таблице с госпелльным химом, но и там график остатка хп имеет чашеобразную форму, просто донышко этой чашки настолько сдвинуто вправо по оси абсцисс, что не попало в таблицу.
А тяжесть отъедания точно так же начинает снижаться после 80-90 вит, она вообще при любых условиях будет так себя вести.
Что характерно - добавления всего лишь 10% пупухета и 10% аллигаторов хватило для того, чтобы переживать даже 150-интовый АД по 120 вит.
Но прекаст может кончиться естественным (прохождение) или насильственным (союзный проф) путем. Магия закончится, и защита от нее больше не будет нужна, но биохимов-то никто не отменит. Для эмуляции этой ситуации на гипси надеваются райдрик и верит (никто еще не убедил меня, что 10% матира лучше 8%+8% верита). Раз мы изучаем АД, то должны и рассмотреть случаи попадания им по полностью экипированному (в доступные карты) от него чару.
Смотрим таблицы 5 и 6. Наименьшие остатки и наихудшие коэффициенты отъедаемости поднялись еще выше, там уже без всяких оговорок 100, 110 и 120 вит лучше 80 и 90. К тому же сами остатки с несерьезных значений в несколько сотен поднялись до 3-5 тысяч, уже есть запас для заедания кислоты, чтобы не дохнуть от любого плевка.
Однако в нерасшатанный прекаст в райдрике лазать дурной тон, конечно, АД можно словить, можно не словить, а гастами и метеорами нас проутюжат стопроцентно.
Но для атак у нас есть такая замечательная вещь, как яблоки, дающие до +45% хп у бардов со 100 вит. Поэтому в следующем блоке рассматривается гипси, одетая по второму сценарию (тара, пупухет, аллигаторы, без райдрика, без верита/матира), но баффнутая ими.
Таблицы 7 и 8, по большому счету, аналогичны 5 и 6, только там остатки хп еще вкуснее - 5-7к. Впрочем, в хорошем дефе и этого мало, но промежуточный блок пройти вполне можно.
И наконец, чисто из исследовательского интереса рассчитаем урон по фулл экипнутой гипси с веритом, райдриком и в яблоках (таблицы 9 и 10). Там вообще смех: наименьшие остатки при 30 (130 инт) и 50 (150 инт) вит. А дальше все растет и крепнет.
](link)
А теперь графически выделим затемнением наихудшие для игрока значения - наименьшие остатки хп при попадании биохима и наибольшие количества банок, необходимых для их залечивания. Именно они и покажут нам самые неэффективные значения виты против АД (и только против него!).
Продолжая визуализацию исследований, построим диаграммы по наиболее важным показателям.
На диаграммах 1 и 2 отражены прирост здоровья (синие и голубые графики) и повреждений АД (красные и желтые) при повышении виты. Нетрудно заметить, что графики урона стартуют ввысь весьма круто, но постепенно слабеют, вянут и в итоге начинают отставать от почти линейных графиков хп. Нетрудно понять, что на промежутках, где линии уронов и хитпойнтов сходятся - наблюдается повышение уязвимости к АД по мере прокачки виты; где они параллельны - она не меняется; где начинают расходиться - там более высокая вита позволяет лучше держать АД; а где сошлись - там кафра, однако. Также можно заметить, что использование вещей и баффов на хп (верит, яблоки) повышает крутизну графика жизней, а повышение инты хима - крутизну графика дамагов. Усиляя биохима, мы поднимаем и пик неэффективности, после преодоления которого рост виты начинает обеспечивать рост сопротивляемости АД; усиляя гипси, мы сдвигаем его вниз.
](link)
На третьей диаграмме отражен прирост относительного урона 150 интового АД по цыганкам разной степени одетости. Сами видите, как тормозится их рост после 50 вит и как почти прекращается после 70. При любом экипе жертвы разница между 70 и 120 вит в доле сносимых АД хп не превышает 10%.
На четвертой - графики отъедаемости этих дамагов для всех 10 таблиц (самих графиков меньше 10, так как некоторые из них полностью совпадают). При любых раскладах заесть АД при 100-120 вит легче, чем при 70-90.
](link)
Ну и пятые и шестая диаграммы - результирующие: они отражают изменение остатков хп (более светлые линии показывают остатки у одетой и баффнутой гипси, более темные - у более раздетой и покинутой). Ромбиками выделены наихудшие показатели. Смотрим. На пятой диаграмме лишь на последнем графике (АД по гипси с одной тарой) остатки снижаются до самого конца, но график-то пересекает линию смерти, поэтому начиная с 81-82 вит ее дальнейшее повышение не окажет никакого практического влияния на выживаемость. На шестой более интовый АД сильнее пригибает графики к оси абсцисс, поэтому на четвертом (150-интовый АД по таре, пупухету и аллигаторам) 100-120 инт действительно хуже 70-90, но это ведь единственный такой график из десяти!
](link)
Итог.
При расчете урона АД в 10 ситуациях, отличающихся между собой интовостью биохима и толщиной брони гипси, были получены следующие результаты:
в одном случае из десяти 100-120 вит проявили себя хуже 70-90 вит по остаткам хп (но лучше по отъедаемости)
в двух случаях из десяти повышение виты привело к смерит испытуемых и перестало оказывать влияние на сопротивляемость к АД (произошло это у гипсей с одними тарами при 130 инт на 82 вит, при 150 инт на 46 вит)
в семи случаях из десяти 100-120 вит проявили себя лучше 70-90 вит по остаткам хп (и лучше по отъедаемости)
В общем виде выведенные закономерности можно представить следующими утверждениями:
Особенность формулы АД такова, что при повышении виты каждая последующая ее единичка обеспечивает все меньший прирост урона. Действительно смешной дамаг выходит лишь при 1 вит, 2 вит уже его почти удвоят, 4 - почти учетверят, и т.п. Однако при наличии 80-100 вит плюс-минус пять-десять единиц не окажут существенного влияния на долю сносимых АД хитпойнтов.
Без наличия ГТБ и орк херо с витой ниже 40 прекаст не пройдет никто и никогда (да и с ними убить чара с 6к хп особого труда не составит). Но если у вас есть две едва ли не самые дорогие МВП карты - не проще ли обзавестись гостом/девилом/ручной сакрой?
При всех значениях виты, допускаемых в ГВ билдах (от 40 и вплоть до 100, 120 при удаче словить статы при атаке), опасность АДа почти не изменяется. Зато опасность иных негативных факторов, зачастую сопровождающих АД, при росте виты ощутимо снижается. Учтите сопротивлямость другим атакам при разной вите. Учтите их отъедаемость. Учтите сопротивление к стану. Учтите, что персонаж даже с 96 вит станится метеорами с 30% шансом, и что из золотой браги и госпелла они идут с частотой кликов мышки. Учтите, что композит с 4 магнолиями стоит дешевле одной карты друида, райдрика или карата (а это ведь далеко не рарные карты), а керсит все живое без эвил снейк лорда/100+ лак в зоне 3 на 3 с 20% шансом, после чего это самое живое становится мертвым, если не имеет 97 вит.
Применительно же к классам с более солидными хп факторами выявленные закономерности проявляются еще более отчетливо.
Нет, конечно, не все смотрят на виту как на бездонный колодец, куда можно вливать статпойнты до любых значений. Кто-то любит вулканы со 170-180 декс, кто-то золотую 150 инт 150 декс брагу. Безусловно, в областях своей специализации такие билды будут иметь преимущества перед тяжелыми 100 вит тумбочками. Но в живучести они будут проигрывать им всегда.
К этому я и клоню - если вы хотите долго жить на ГВ, вы должны стать танком. Но появление биохимов, конструктивно предназначенных именно для поражения витовых толстяков, совершенно не означает необходимости отказа от виты. Ведь прочие злодеи, для защиты от которых вы ее собирались разгонять, никуда не денутся. Лучше оденьтесь от АД. Отмаксенная вита не убивает своего обладателя. Защищаться от биохимов следует аллигаторами, райдриками, пупухетами, комбат найфами, гостами, пневмами, сакрами, химпротектами, яблоками, но уж никак не искусственной порезкой важнейшего ГВ стата.
Именно так реальные танкостроители когда-то ответили на распространение кумулятивных зарядов, прожигающих любую броню и разрывающих экипаж в клочья (иногда вместе с танком/транспортером). Вовсе не отказом от самой идеи тяжелой боевой машины, а разработкой активной брони, нейтрализующей подобную гадость.
Танки грязи не боятся. Что и требовалось доказать.
**Разбил топы, добавил в список "полезных" ссылок... **
Обсуждение здесь: <!-- m --><a class="postlink" href="http://forum.motronline.com/viewtopic.php?t=104085">http://forum.motronline.com/viewtopic.php?t=104085</a><!-- m -->
volkvin